Анализ криминогенной обстановки на территории Гродненской области за 2022 год свидетельствует о стремительном росте (на 82,6 процента) числа мошенничеств (с 391 до 714). При этом 85 процентов от общего количества зарегистрированных мошенничеств совершены с использованием сети интернет либо путем звонков под видом правоохранительных органов и банковских учреждений. Рост преступлений этой категории зафиксирован практически во всех районах области, в том числе и в Ошмянском (с 5 до 22).

Возросло и количество пострадавших от мошенничеств граждан. В 2022 году их количество составило 1012 человек. Большая половина обманутых – женщины. Среди потерпевших от мошеннических действий в 7 процентах (69) случаев стали граждане пенсионного возраста; 5 процентов (46) — учащиеся; 34 процента (346) — неработающие; 3 процента (26) — специалисты различных сфер с высшим образованием.

В последнее время наиболее распространенными способами совершения таких преступлений являются хищения денежных средств при приобретении или реализации товаров на интернет-площадках (фишинг), а также с использованием реквизитов банковских платежных карточек, полученных в ходе звонков под видом сотрудника банка, правоохранительного органа (вишинг).

Наиболее распространенная схема фишинга на территории Гродненской области связана с интернет-ресурсом Kufar.by. Злоумышленник под предлогом покупки какого-либо товара вступает в переписку с продавцом в одном из интернет-месенджеров.

В ходе диалога под видом осуществления оплаты товара посредством различных служб доставки (например, Европочта) он убеждает потерпевшего осуществить переход по направленной ему ссылке на фишинговый интернет-ресурс, где необходимо ввести реквизиты банковской платежной карты, якобы для получения денежных средств за реализуемый товар. В результате преступник беспрепятственно осуществляет расходные операции с карт-счета потерпевшего.

Главной целью злоумышленника является завладение паролем к банковским электронным ресурсам, данными счета или кодом банковской карточки.

В подобной ситуации оказалась 33-летняя жительница Гродна. Женщина через торговую интернет-площадку продавала туфли. После достигнутой договоренности о цене, ей прислали фишинговую ссылку, в которой необходимо было заполнить сведения о банковской карте. Она ввела данные карты супруга, после чего ожидала пополнения баланса, а в итоге лишилась более 1300 рублей.

Еще одной жительнице областного центра предложили оформить доставку товара через РУП «Белпочта». Женщина ранее никогда не пользовалась подобной услугой, чем и воспользовались злоумышленники. Ей прислали фишинговую ссылку сайта «Белпочты», на котором якобы была открыта их «сделка». После указания реквизитов карты преступники списали со счета женщины все деньги.

Владельцам банковских карт необходимо помнить, что для перевода денежных средств необходим лишь номер карты. Зная только его, злоумышленники не смогут обналичить средства с карты. Трехзначные коды, изображенные на обратной стороне карточки, сеансовые пароли, коды подтверждения из CMC и другие дополнительные коды не нужны для получения платежей.

Мошенники в последнее время стали активно размещать фейковые страницы со сведениями о рекламных акциях, содержащие ссылки с адресом ложного интернет-ресурса, сходного по содержанию с оригинальным сервисом. «Сайты-фальшивки» на первый взгляд внешне не отличимые от искомых веб-сайтов (аналогичная структура и оформление, сходный до степени смешения домен), на которых не подозревающий пользователь вводит свои персональные данные.

Вишинг – вид интернет-мошенничества, целью которого, как и фишинга, является получение доступа к конфиденциальным данным владельца карты. Мошенники – хорошие психологи. Человек впадает в ступор, когда звонивший обращается к нему по имени и отчеству. Дальше у человека просят номер карты, код, либо предлагают оформить кредит.

Как правило, мошенники звонят под видом «службы безопасности банка» или «службы финансового мониторинга» и сообщают о том, что по карте якобы совершена подозрительная операция. Под предлогом спасения денежных средств они убеждают клиента перевести деньги на «надежный счет», в результате последний, ничего не подозревая, добровольно сообщает данные платежной карты, предоставляя тем самым возможность похитить с нее денежные средства.

Иногда мошенники в процессе звонка просят установить на телефон специальное приложение для лучшей защиты: им оказывается программа удаленного доступа, с помощью которой преступнику без проблем удается перевести деньги на свой счет.

На территории области периодически регистрируются случаи обмана пожилых граждан, которым телефонные аферисты представляются следователями либо работниками ГАИ и сообщают, что их близкий попал в ДТП. Под предлогом решения вопроса о непривлечении к уголовной ответственности родственника убеждают передать им денежные средства. В итоге гражданин передает деньги курьеру. За прошлый год зарегистрировано 46 подобных преступлений в отношении пожилых граждан. Задержан 31 курьер, 40 уголовных дел направлено в суд.

К примеру, в Гродно женщина 1937 года рождения передала курьеру 156 тысяч долларов и 127 тысяч евро. Не подозревая об обмане, для того чтобы помочь внучке, указанная гражданка передала денежные средства молодому парню, который пришел к ней домой. К слову, похищенные деньги не удалось вернуть потерпевшей, поскольку он успел их передать неустановленному лицу.

Ежедневно злоумышленники изобретают новые способы хищения средств с банковских карт, поэтому невозможно предугадать все сценарии развития событий. Будьте внимательны и бдительны.

Источник: osh.by

09.03.2023