В последнее время рождается все больше детей, патологически замкнутых на самих себе, не готовых к контактам с окружающим их миром. Имя этой проблемы — аутизм.
Аутизм — одно из тех тяжёлых заболеваний, которое кроме утраты психического здоровья, имеет ряд социально неблагополучных последствий. Экономические затраты государства включают в себя расходы на систему лечения, реабилитации, выплату социальных пособий, содержание в домах — интернатах, а также уменьшение доходов в связи с сокращением трудоспособного населения.
При детском аутизме некоторые психические функции развиваются с задержкой, в то время как другие — ускоренно, и в результате возникают очень разнообразные варианты клинической картины.
На сегодняшний день, в силу клинического разнообразия проявлений данного искажения, а также с чисто практической точки зрения в коррекционной работе с детьми с различными формами аутистических расстройств есть немало общего, и как своеобразный компромисс между теорией и практикой возник термин «расстройства аутистического спектра — РАС», объединяющий все варианты аутистических расстройств.

Причины возникновения детского аутизма до сих пор чётко не определены. Среди них выделяют такие как: генетическая обусловленность, органическое поражение мозга, нарушения общения матери с ребёнком, её отчуждённость, эмоциональная холодность. Заболевание, отчасти, может быть обусловлено наследственными факторами. Однако, через гены передаётся лишь предрасположенность к аутизму, а его развитие происходит при помощи дополнительных вредных воздействий, например, родовой травмы, асфиксии и других нарушений, при беременности и родах. Но, так или иначе, аутизм нередко относят к врождённым заболеваниям.

К типичным проявлениям детского аутизма относят:

• постоянный уход ребёнка от контактов с детьми и со взрослыми;
• отказ от использования речи или своеобразна речь (использование повторяющихся фраз, изменённый тембр голоса, отсутствие местоимения «Я»);
• эмоциональная холодность по отношению к близким, избегание тактильных контактов и контактов глаз;
• погружённость в мир собственных переживаний;
• навязчивая склонность к однообразным движениям, стереотипным действиям и ритуалам;
• желание сохранения постоянства и страх перед любыми изменениями.

В настоящее время клинико-психологическая структура аутизма ясна не в полной мере, однако не вызывает сомнений, что сам аутизм представляет собой нарушение вторичное. Это означает, что при своевременной и адекватной коррекционной работе проявления аутизма могут быть в определенной степени смягчены, и это создает предпосылки для повышения уровня социальной адаптации ребенка.
Какие бы гены не были бы причиной проявления у детей аутизма, обществу необходимо приложить максимум усилий для адаптации своих маленьких и таких беззащитных членов. Появление специалистов (не только психологов и логопедов), умеющих общаться с детьми с такого рода нарушениями — важная составляющая решения этой проблемы.

Чем может помочь педагог:

• расширить сферу контактов ребёнка;
• формировать навыки самообслуживания;
• развивать умственные процессы, речь, воображение;
• составить индивидуальную программу обучения.

Чем может помочь психолог, психотерапевт:

• научить ребёнка контактам со взрослыми и детьми;
• смягчить общий фон дискомфорта, тревоги, страха;
• стимулировать развитие познавательных процессов;
• научить преодолевать агрессию, негативизм;
• обучить родителей методам воспитания ребёнка, организации его режима.

Чем может помочь врач-психиатр:

• верно установить диагноз;
• осуществлять медикаментозную коррекцию для улучшения эмоционального состояния и стимулирования умственной деятельности.

Коррекционная работа детей с аутизмом должна в обязательном порядке носить комплексный характер, в отдельности взятая медикаментозная, психологическая, логопедическая помощь, как правило, не приводит к стойким положительным изменениям. Для каждого аутичного ребенка необходим индивидуальный подход по подбору, как фармакологических препаратов, так и основных психолого-педагогических стратегий.

Советы родителям:

• хвалите ребёнка за сотрудничество и внимание, даже если задание ему не удалось;
• не принуждайте ребёнка к выполнению чего-либо, так как настойчивость будет лишь стимулировать сопротивление;
• повсеместно используйте тактильный контакт, но не настаивайте на нём в случае отказа;
• придерживайтесь чёткого режима, чтобы предупредить возникновение страхов;
• привлекайте ребёнка к помощи по дому: уборке, мытью посуды;
• всё новое в жизнь ребёнка вводите постепенно, дозировано;
• разъясняйте ребёнку с помощью показа, используйте жесты, схемы и модели;
• следите, чтобы на рабочем месте не было беспорядка и шума;
• принимайте особенности своего ребёнка, искореняйте в себе чувство вины;
• не выражайте свою агрессию, беспомощность и тревогу при ребёнке;
• помните о том, что аутичные дети не постоянны, неадекватное поведение может обозначать переутомление или замешательство;
• будьте гибкими, умейте сократить или облегчить те задания, которые даёте ребёнку.