В 2015 году Генеральная Ассамблея ООН при рассмотрении «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» утвердила Цели устойчивого развития (далее – ЦУР).
В 2017 году опубликован сборник материалов «Стартовые позиции Беларуси по достижению Целей устойчивого развития».
В рамках ведущейся в Беларуси работы по достижению ЦУР был принят ряд государственных программных документов, выстроена архитектура управления достижением ЦУР.
Цели устойчивого развития отражены в «Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года», одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь (протокол заседания от 2 мая 2017 года № 10).
Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2017 № 181«О Национальном координаторе по достижению Целей устойчивого развития»:
- определен Перечень государственных органов и иных организаций, ответственных за реализацию ЦУР (в т.ч. Министерство здравоохранения Республики Беларусь), включая областные и Минский городской исполнительные комитеты;
- национальным координатором по достижению Целей устойчивого развития Указом Президента Республики Беларусь от 9 марта 2023 г. назначен заместитель заместитель Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Валерий Иванович Бельский.
- утверждено Положение о Национальном координаторе по достижению Целей устойчивого развития (далее – Положение).
Согласно Положению, Национальный координатор возглавляет Совет по устойчивому развитию (далее – Совет), который является совещательным и консультативным органом.
В состав Совета входят заместители руководителей государственных органов и иных организаций, ответственных за реализацию ЦУР.
От Министерства здравоохранения Республики Беларусь в состав Совета по устойчивому развитию входит заместитель Министра – Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь Тарасенко Александр Александрович.
На основании предложений органов государственного управления и иных государственных организаций Советом сформирована национальная система показателей для мониторинга достижения ЦУР. В настоящее время проводится организационная работа по национализации показателей ЦУР путем интеграции последних в национальные, государственные, республиканские, отраслевые и региональные стратегии, программы и планы развития, определяющие работу Правительства, центральных и местных органов власти.
Для интеграции национальных показателей ответственные государственные органы и иные организации адаптируют показатели ЦУР к своей деятельности, для чего:
- по каждому закрепленному (делегированному) показателю определяют систему для мониторинга достижения ЦУР;
- внедряют показатели ЦУР в систему планирования и прогнозирования работы ведомства;
- создают систему работы подчиненных организаций по выполнению показателей ЦУР, включая механизм организационно-методического обеспечения и контроля;
- определяют области межведомственного взаимодействия для реализации показателей ЦУР.
Интеграция компоненты здоровья в модель устойчивого развития заложена в ЦУР № 3 «Хорошее здоровье и благополучие (Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте)». Для реализации этой цели предстоит решение целого ряда задач (приложение).
Для организации реализации ЦУР в Министерстве здравоохранения Республики Беларусь создан Методический совет по мониторингу и оценке устойчивости развития, утверждено Положение о методическом совете (приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21.11.2017 № 1332) и приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.08.2021 № 961 «О показателях Целей устойчивого развития» определены индикаторы показателей ЦУР. Органам государственного санитарного надзора для организации реализации Целей устойчивого развития в области здоровья населения и качества окружающей среды делегирован мониторинг достижения 17 показателей:
- 3.3.1 «Число новых заражений ВИЧ на 1000 не инфицированных в разбивке по полу и возрасту»;3.3.3 «Заболеваемость малярией на 1000 человек»;3.3.4 «Заболеваемость гепатитом В на 100000 человек»;3.3.5 «Число людей, нуждающихся в лечении от «забытых» тропических болезней»;3.9.1 «Смертность от загрязнения воздуха в жилых помещениях и атмосферного воздуха»;3.9.2 «Смертность от отсутствия безопасной воды, безопасной санитарии и гигиены (от отсутствия безопасных услуг в области водоснабжения, санитарии и гигиены (ВССГ) для всех»;3.а.1.1 «Распространенность употребления табака лицами в возрасте 16 лет и старше (процент)»;3.b.1 «Доля целевой группы населения, охваченная иммунизацией всеми вакцинами, включенными в национальные программы»;3.d.1 «Способность соблюдать Международные медико-санитарные правила (ММСП) и готовность к чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения»;3.d.2 «Процентная доля инфекций кровотока, вызываемых отдельными организмами, устойчивыми к противомикробным препаратам»;6.1.1 «Доля населения, пользующегося услугами водоснабжения, организованного с соблюдением требований безопасности (процент)»;6.2.1.1 «Доля населения, использующего организованные с соблюдением требований безопасности услуги санитарии, включая устройства для мытья рук с мылом и водой (процент)»;
6.3.1 «Доля отведенных сточных вод, нормативно-очищенных на сооружениях очистки, в общем объеме нормативно-очищенных на сооружениях очистки и недостаточно очищенных сточных вод (процент)»;
6.а.1 «Объем официальной помощи в целях развития, выделенной на водоснабжение и санитарию в рамках координируемой государственной программы расходов»;
6.b.1 «Доля местных административных единиц, в которых действуют правила и процедуры участия граждан в управлении водными ресурсами и санитарией»;
11.6.2.1 «Среднегодовой уровень содержания мелких твердых частиц (класса РМ10) в атмосфере отдельных городов (в пересчете на численность населения)»;
7.1.2 «Доступ к чистым источникам энергии и технологиям в быту».
Приказом по государственному учреждению «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» от 15 января 2018 года № 08-ОД) определен состав специалистов в ГУ РЦГЭиОЗ, ответственных за сбор данных, анализ, подготовку отчета по показателям ЦУР; возложена ответственность на отделение социально-гигиенического мониторинга за обеспечение подготовки сводной информации, организацию планирования и подготовку предложений деятельности санэпидслужбы по вопросам реализации и достижения ЦУР.
На областном и территориальном уровнях госсаннадзора начата организация взаимодействия с местными органами государственного управления по выполнению социально-экономических планов устойчивого развития с целью отражения в них вопросов профилактики инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, а также по формированию у проживающего населения здорового образа жизни.
Организационно-методическое и информационно-технологическое сопровождение работы ЦГЭ с показателями ЦУР рекомендуется обеспечивать в рамках подходов, определяемых «Концепцией совершенствования деятельности органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор в области профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни», рассмотренной на Республиканском санитарно-эпидемиологическом совете от 26 июля 2017 года (решение № 5) и принятой для утверждения в установленном порядке постановлением коллегии Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 октября 2017 года № 20.3 «О деятельности организаций здравоохранения по формированию здорового образа жизни».
1. Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах.
2. Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства.
3. Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте.
4. Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.
5. Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей для всех женщин и девочек.
6. Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех.
7. Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех.
8. Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех.
9. Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям.
10. Сокращение неравенства внутри стран и между ними.
11. Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов.
12. Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства.
13. Принятие срочных мер по борьбе с изменениями климата и его последствиями.
14. Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития.
15. Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия.
16. Содействие построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях.
17. Укрепление средств осуществления и активизация работы в рамках Глобального партнерства в интересах устойчивого развития.