Шуршат страницы старого альбома, мелькают лица молодых ребят. Однако улыбчивые глаза парней прячут невыразимую грусть и тоску. Мариан Мицкевич, мой собеседник, комментирует каждый снимок, вспоминает своих сослуживцев. Когда-то он и подумать не мог, что Афганистан станет одной из страниц его юности, заставит быстро повзрослеть, переоценить многое в своей повседневности.

Его жизнь ничем не отличалась от жизни сверстников. Родился Мариан в небольшой деревеньке Лысая Гора Ошмянского района в многодетной семье, где воспитывалось пятеро детей. Как и все ребята, он интересовался техникой, поэтому после окончания школы решил поступать на тракториста. Годы учебы были веселыми и беззаботными, наполненными новыми знакомствами, приятными эмоциями. В октябре 1985 года молодой человек был призван в армию. Служба тогда считалась долгом каждого мужчины, поэтому мысли «откосить» от своей обязанности у ребят не возникало. Однако призывник не подозревал, что попадет в горячую точку.

— Служба прошла как в тумане. Мы были молодыми, бесстрашными. Перспектива быть раненым или убитым в то время совсем не пугала. Я был призван в пограничные войска, а служба моя проходила в Краснознаменном среднеазиатском пограничном округе города Термеза. Поначалу трудно было привыкнуть к другому климату, высоким температурам. Это очень сказывалось на здоровье, общем самочувствии. Спустя несколько месяцев мы адаптировались к новым условиям.

Мариан Мицкевич понимал, что на Ошмянщине за него волнуются самые близкие и родные люди, поэтому исправно писал письма домой. Однажды матери солдата по ошибке пришла похоронка. Страшное известие стало шоком для родных. Но материнское сердце чувствовало, что сын жив. Мама отказывалась верить в его гибель, поэтому сразу же обратилась в военкомат за разъяснением. Там оперативно во всем разобрались. Вскоре пришло и очередное письмо от сына. Предела радости, казалось, не было конца.

Солдат мечтал попасть домой хоть на короткое время, обнять маму. До окончания службы было еще далеко, поэтому о визите домой оставалось только мечтать. Однако случай сделал свое дело.

— Служить в пограничных войсках было сложно. Нужно быть постоянно начеку. Однажды мы задержали вооруженных нарушителей границы. Руководство отметило нашу заслугу, предоставив двенадцатидневный отпуск. Родные не знали о моем приезде, но очень обрадовались этому событию. Тогда я осознал, как сильно люблю родную Беларусь, ее климат, природу и наших людей – открытых и искренних.    Двенадцать дней пролетели очень быстро. Возвращаться в горячую точку молодому человеку совершенно не хотелось, но он знал, что должен это сделать.

С большим трепетом Мариан Мицкевич вспоминает своих сослуживцев. Несмотря на сложное положение солдаты находили время для шуток, песен и творчества. Они поддерживали, подбадривали друг друга, не давали упасть духом. Но были случаи, которые полностью выбивали из колеи, не давали уснуть, загоняли в уныние и депрессию.

— Врезался в память момент, когда наших ребят везли через мост. Тогда становилось не по себе. Мы все понимали, что наша жизнь хрупка, она может оборваться в любой момент. Но жить в постоянном унынии и страхе тоже нельзя. Нужно было радоваться каждому дню, верить в лучшее и ждать возвращения на Родину.

Третье февраля 1988 года – самая счастливая дата для Мариана Антоновича, ведь именно тогда закончилась его служба. С легким сердцем и большими надеждами он возвращался домой. Однако Афганистан долгое время не отпускал. Не раз во сне афганские картины проходили перед глазами. Связь со своими сослуживцами тоже терять не хотелось, поэтому бывшие пограничники время от времени переписывались, рассказывали о себе. Прошли годы, связь с товарищами потерялась. Теперь только альбом напоминает о давних событиях. Открывает его Мариан Антонович чаще всего в феврале. Бережно листая страницы, он вспоминает те события и понимает, что служба для него стала настоящим уроком жизнелюбия и гуманизма. Вернувшись, он другими глазами посмотрел на обыденные вещи, стал ценить каждое мгновение жизни.

Источник: osh.by

13.02.2024